Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что история древнего Вавилона, а в частности жизнь и положение в обществе женщины вызывают большой интерес для изучения. Жизнь женщины в древнем государстве не была полной, если у нее отсутствовала семья в виде хорошего мужа и большого количества детей. Патриархальные отношения в семьях сохраняются на протяжении большого промежутка времени.
Положение женщины в обществе на различных этапах его развития является значимым предметом исследования в таких областях знания как история, социология, психология. В разных исторических эпохах статус женщины изменялся от полного игнорирования и отсутствия каких-либо прав (например, в Древнем Шумере), до полного равноправия, обусловленного постепенным переходом к классовому обществу, а затем и включения женщины в систему социально – экономических отношений. Среди всех исторических эпох период существования Древней Месопотамии представляет особенный интерес, что обуславливается спецификой функционирования государственно-правовой системы на данной территории. Положение женщины в этой культуре определялось сводом правовых норм, изложенных в Законах Хаммураппи и Среднеассирийским законам.
По своей сути, положение это определялось ролью, отводимой женщине в социальной среде, и было обусловлено степенью приспособленности индивида к жизни и к самосохранению. В большинстве теоретических исследований статус женщины в Древней Месопотамии рассматривается как крайне низкий – она обладала минимальным количеством прав и свобод, а ее поведение было строго регламентированным со стороны мужа и общества в целом. Таким образом, ведущее место в обществе Древней Месопотамии отводилось мужчине, статус женщины и количество предоставляемых ей прав находился на крайне низком уровне.
Исследователи уделяют проблематике исследования положения женщины на различных этапах существования общества. Общие вопросы, касающиеся данной проблематики, раскрыты в работах таких авторов как О. А. Пырков, В. В. Касьянов, Л. Л. Рыбцова. Вопросы, касающиеся статуса женщины в древних культурах, рассматриваются в работах таких авторов как И. С. Пронина, В. З. Садыкова, Л. С. Воропаева, А. А. Пруцких (положение женщины в Древней Греции и Китае), Е. В. Когут (правовой статус женщины в Византии), Д. Г. Эюпова (юридические аспекты статуса женщин в Древней Античности), Е. Н. Ляшенко (Древнеиндийские законы, касающиеся женщин), В. Л. Правды (сравнение статуса женщины в античной и библейской культурах).
Уделено внимание и анализу положения женщины на более поздних этапах развития, при этом, данная проблематика рассматривается в культурно – историческом аспекте, существует ряд современных исследований, касающихся статуса женщины в различных странах, народностях, этносах.
Среди работ, посвященных роли женщины в более поздних культурах, следует выделить работы В. Г. Дущак (женщина в русинской культуре), Я. М. Безпрозванной (японская женщина в эпоху Токугава), Г. Т. Бакиевой (женщина в семьях сибирских татар), А. А. Полещук (правовой статус женщины в российском обществе в конце ХIХ – первой половине XX века), Е. Р. Смирнова, А. Е. Поваровой (брачная система и роль женщины в Англии в ХIХ веке), Н. Б. Акоевой (положение женщины на Кубани в конце XVIII - начале XX века), О. А. Иванчиной (социально – правовой статус женщины на Кубани в конце ХIХ - начале XX века).
Целесообразным мы считаем также выделение ряда исследований, касающихся положения женщины в современном обществе (а именно, в XX – XXI веке), так как, несмотря на присущее современной культуре демократичную и равноправную структуру функционирования общества, существует ряд культур, в которой женщина по-прежнему остается человеком «низшего сорта», а права ее крайне малы и ограничены. Исследованию проблематики этого направления посвящены работы таких ученых как М. Б. Дампилон (положение женщины в современном Китае), В. Резаи (особенности насилия, совершаемого против женщины в Афганистане), С. С. Цыпиловой (монгольская женщина в советский период), И. Н. Болтенковой (анализ статуса женщины на Кавказе).
Рассмотрение положения женщины в Древней Месопотамии представляет интерес в первую очередь, возможностью теоретического анализа ключевых положений законов Хаммурапи и Среднеассирийских законов, сравнения культур различных эпох, проведение параллели относительно распределения гендерных ролей в древней и современной культурах. В связи с этим, в качестве объекта данной работы мы рассматриваем Законы Хаммураппи.
Предмет нашего исследования – статус женщины в Законах Хаммураппи.
Объект: законы Хаммурапи
Предмет: правовое положение женщин Вавилона
Цель: изучить правовое положение женщины в Вавилоне по историческому источнику законы Хаммурапи
Задачи:
1. Проанализировать содержание Законов Хаммурапи, рассмотреть в них положения, касающиеся роли и прав женщины в Вавилоне.
2. Рассмотреть семейное законодательство в Древней Месопотамии, охарактеризовать социальное положение женщины в нём.
3. Определить роль женщины Вавилона в семье.
4. Выделить права и обязанности женщин Вавилона.
Теоретическая новизна и практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов для расширения существующих представлений о социально – правовом положении женщины в различные исторические периоды. В работе представлен комплексный анализ статуса женщины в контексте общеисторического развития, проведены параллели с юридически – правовыми аспектами в этой области в других государствах, выполнен анализ двух основных документов, регламентирующих поведение, имущественные и другие права, сексуальные взаимоотношения женщин на данном этапе исторического развития. Также проведен обзор литературных источников по данной тематике, определена их роль в осуществлении нами теоретического анализа.
Работа состоит из введения, списка источников и литературы, двух глав и выводов.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА В ЗАКОНАХ ХАММУРАПИ
1.1 Этапы развития Вавилонского царства. Вавилонское общество
Вавилон располагался в самом центре Месопотамии, при сближении Тигра и Евфрата, и стал крупнейшим торговым, политическим и культурным центром Передней Азии.
В конце 3 в. до н.э. многочисленные семитские кочевые племена аморитов заходят в Месопотамию и совершают захват обширные областей в стране Аккад и формируют сильное государство, центром которой стал Вавилон.
В это же время горные племена эламитов совершают вторжение в Месопотамию с Востока и теперь располагаются в Шумере, трансформировав Ларсу в главный опорный центр. Завоеватели из других земель не смогли поделить между собой государство. Начался конфликт, разгорелась война за владение во всей Месопотамии. Победителем стало Вавилонское государство, где находит свое укрепление аморитская династия (1894—1595 гг. до н. э.). Расцветает Вавилон при Хаммурапи (1792— 1750 гг. до н. э.). Именно Хаммурапи интегрирует под своей властью все Двуречье и формирует сильное государство, расширяя его границы.
Географическое расположение Вавилона было достаточно удобно – чтобы на него нападали, и чтобы ему обороняться. Вавилон располагался в центре долины, где брала свое начало система ирригации Южной Месопотамии и где встречались сухопутные и речные пути .
Древний Ближний Восток во многом повлиял на культуру Средиземноморья, и в том числена культуру античности, преемницей которой является наша европейская цивилизация.
«Культура, которая определяет наше бытие, отличает нас от множества других народов, которые решают проблемы, с которыми человечество встречается, иными путями, чем мы (например, китайцы и японцы)… цивилизация…которую мы с легкостью называем «западной», на самом деле простирается далеко на Ближний Восток», пишет известный исследователь Месопотамии Ж. Боттеро .
Месопотамия или Междуречье (др. греч. Μεσοποταμία «страна/земля между рек»), называемая также «Двуречье» — название территории, располагающейся между великими реками Ближнего Востока, Тигром и Евфратом и примерно совпадающее по территории с современным государством Ирак. На ее территории располагались различные государства, претерпевшие свои взлеты и падения. К концу IV тысячелетия до н. э. шумеры, племена неизвестного этнического происхождения, жившие в городах-государствах, освоили болотистую плодородную долину рек Тигра и Евфрата, создали сложную систему ирригации, образовали первые города-государства, в конце IV — начале III тысячелетия создали письменность. Они раньше многих народов стали заниматься земледелием, придумали плуг, колесо, кирпич, сеялку, парусную лодку, ступенчатую пирамиду; будучи превосходными астрономами и геометрами, они составили первый календарь, разделили час на 60 минут, а неделю — на семь дней. Их северные соседи-семиты (аккадцы из Нижнего Двуречья) находились под сильным шумерским влиянием, появление собственно аккадской культуры прослеживается не ранее, чем с середины III тысячелетия .
Политические и экономические потребности развития государства, крайняя бедность Месопотамии минеральными ресурсами, деревом, с ранних пор стимулировали развитие внешнеторговой и военной экспансии, а, следовательно, требовали пополнения трудовых ресурсов, как за счет
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Афанасьева В.К, Дьяконов И. М., ред. Когда Ану со-творил небо. Литература Древней Месопотамии. - М.:Алетейя; 2000
2) Афанасьева В. К., ред. От начала начал. Антология шумерской поэзии. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение»; 1997
3) Бибб Д. Две тысячи лет до нашей эры: эпоха Троянской войны и Исход, Хаммурапи и Авраама, Тутанхамона и Рамзеса. — М.: Центрполиграф, 2011. — 444 с.
4) Вардиман, Е. Женщина в древнем мире. – М.: Наука, 1990. – 335 с
5) Всемирная История. В 10 т. Т. 1. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955.-747с.
6) Дьяконов В.Н., С. И. Ковалев История Древнего Мира. 2-е изд., М:Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1962.-695с.
7) Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры.СПб.: «Петербургское востоковедение»: 2001
8) Законы Хаммурапи // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Томсинов В. А. – М.: Зерцало, 2004. – 560 с.
9) Кленгель-Брандт Э. Древний Вавилон / Пер. с нем. Б. М. Святского. – Смоленск: Русич, 2001.− 368 с
10) Кузищин В.И. История Древнего Востока. Тексты и документы: Учебное пособие. – М. : Высшая школа., 2002.-719с.
11) Мухаев Р. Т. История государства и права зарубежных стран: учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 863 с.
12) Нефедов А.С. История Древнего Мира [Электронный ресурс].- 2009.-71с. Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=20574. Дата обращения: 05.11.2019.
13) Новицкий И.Б. Римское право. Учебник для вузов. – М.:ИКД Зерцало-М, 2001.-256с.
14) Новицкий И.Б. Римское право. 4-е изд., М.:Ассоциация «Гумартное издание»,1993.-245с.
15) Практикум по истории Древнего мира.1965г. / Сост. Н.Л. Просина и И.С. Свеницкая, М: «Просвещение»., 1965.-295с.
16) Римское частное право / Под ред. И. Б. Новицкого и проф. И.С. Петеретерского. –М. :Юристъ, 1997.-544с.
17) Рыжов К. В. Величайшие монархи мира: энциклопедический справочник. — М.: Вече, 2007. — 400 с.
18) Черниловский, З. М. Всеобщая история государства и права. – М.: «Юрист», 2002. – 596 с.
19) Чудина Ю. Ю. История Древнего мира. — М.: Мир книги, печ. 2007. — 191 с.
20) Biga M.-G. Les nourrices et les enfants a Ebla. KTEMA,civilizations de l’Orient, de la Grece et Rome antiques.Universite Marc Bloch de Strasbourg, Strasbourg. 1997;№ 22:35–44
21) Stol M. Birth in Babylonia and the Bible: Its Mediterra-nean Setting. Groningen: Styx; 2000
22) Voegelin E. The Ecumenic Age. Columbia: Universityof Missouri Press; 2006